Версия для слабовидящих
- Лента новостей
- Вниманию предпринимателей, осуществляющих продажу детских игрушек
- Вниманию предпринимателей, осуществляющих продажу детских игрушек
- Какие изменения ожидаются в налоговой системе РФ?
- 16 ОКТЯБРЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
- Приглашаем к участию в конкурсе профессионально-ориентированного пе...
- ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
- Обновлены разъяснения порядка досудебного урегулирования споров, ра...
- Объявление!
- Бесконтрольный выпас домашних животных.
- День молодежи в райцентре.
- Как узнать результат рассмотрения заявления о кадастровом учете
ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ

Противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
При этом согласно Методическим рекомендациям по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации) предупреждение коррупции - это деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.
Отметим, что существуют в основном два способа совершения коррупции: получение (дача) взятки и коммерческий подкуп. При этом под взяткой следует понимать получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. А коммерческий подкуп - это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. 1 ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Для хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций) коррупция является одной из острых проблем, сопряженных с высоким риском финансовых потерь и возникновением репутационных рисков, в связи с чем хозяйствующие субъекты активнее стали внедрять у себя процессы по предотвращению и устранению подобных рисков. Осуществляются данные процессы в рамках специальных процедур - антикоррупционного комплаенса, представляющего собой систему контрольных мер, направленных на обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, предусмотренным российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации.
В целях успешного введения антикоррупционного комплаенса хозяйствующие субъекты вполне успешно могут использовать указанные Методические рекомендации, предусматривающие весь спектр мероприятий по борьбе с коррупцией на предприятии. С этой целью хозяйствующим субъектам прежде всего следует руководствоваться принципами, предусмотренными Методическими рекомендациями, а именно:
- принципом соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам;
- принципом личного примера руководства;
- принципом вовлеченности работников, предусматривающим активное участие работников в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур;
- принципом соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции;
- принципом эффективности антикоррупционных процедур;
- принципом ответственности и неотвратимости наказания;
- принципом открытости бизнеса;
- принципом постоянного контроля и регулярного мониторинга.
В целом антикоррупционная политика хозяйствующего субъекта должна предусматривать проведение ряда специальных процедур и мероприятий, направленных на борьбу с коррупционными рисками. При этом антикоррупционная политика как основополагающий антикоррупционный внутренний документ предприятия проходит следующие этапы:
- разработку проекта антикоррупционной политики;
- согласование проекта и его утверждение;
- информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике;
- реализацию предусмотренных политикой антикоррупционных мер;
- анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.
Содержание антикоррупционной политики любой организации определяется спецификой деятельности этой организации и особенностями условий, в которых она функционирует. В любом случае в антикоррупционной политике необходимо отразить следующие вопросы:
- цели и задачи внедрения антикоррупционной политики;
- используемые в политике понятия и определения;
- основные принципы антикоррупционной деятельности организации;
- область применения политики и круг лиц, подпадающих под ее действие;
- определение должностных лиц организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
- определение и закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
- установление перечня реализуемых организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения);
- ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики;
- порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации.
Заместитель прокурора
Ключевского района
юрист 2 класса А.Е. Недосеков