Версия для слабовидящих
- Лента новостей
- ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
- ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
- 19 мая – Международный день борьбы с гепатитом С
- По решению Всемирной организации здравоохранения, ежегодно каждое т...
- Объявляем победителей IV Всероссийского студенческого конкурса науч...
- Памятка населению по действиям при получении сигналов оповещения гр...
- «Результаты надзорной деятельности в сфере защиты прав предпринима...
- «О состоянии законности в сфере исполнения законодательства о проти...
- «Прокуратурой Ключевского района выявлены нарушения федерального з...
- 28 июня в офисах регионального Роскадастра состоится «День открытых...
- Развитие электронных услуг - одно из приоритетных направлений деят...
«Основания и порядок истребования документов вне рамок налоговых проверок»
Истребование документов (информации) - один из инструментов,
который наряду с осмотрами, допросами, экспертизой налоговые органы
используют при осуществлении налогового контроля.
Право налоговых органов истребовать документы у налогоплательщиков
закреплено в ст. 31 НК РФ, а процедура реализации этого права регулируется
статьями 93 и 93.1 НК РФ.
Документы и информацию у налогоплательщиков налоговые органы
истребуют на стадиях проведения выездных проверок, камеральных
налоговых проверок.
Кроме того, положения пункта 2 статьи 93.1 НК РФ предусматривают
право истребовать документы (информацию) у налогоплательщика либо его
контрагента вне рамок налоговой проверки, в случаях, если возникает
обоснованная необходимость в получении сведений по конкретной сделке.
При этом сведения могут быть истребованы только в части конкретной
сделки, а не о всей деятельности налогоплательщика. Указанные полномочия
налоговым органом реализуются в случае выявления риска совершения
налогоплательщиком налогового нарушения. Например, если в декларации
по налогу на добавленную стоимость заявлена сделка, реальность
совершения которой вызывает сомнения.
В рамках выездной налоговой проверки также может быть направлено
требование о предоставлении информации по сделке контрагенту, если сам
проверяемый налогоплательщик такие документы не предоставляет.
Истребование документов должно производиться налоговыми органами
в соответствии с основными принципами Манифеста «Разумное
истребование»:
-истребование документов осуществляется только в случаях выявления
противоречий между сведениями, документами, а также в иных случаях при
наличии риска совершения налогового правонарушения. Заявленная
налогоплательщиком льгота или возмещение НДС не являются поводом для
истребования сведений в условиях отсутствия рисков;
-в направляемых запросах и требованиях должны использоваться четкие
формулировки;
-истребование документов за один или несколько периодов необходимо
только для подтверждения выявленных фактов налоговых нарушений. В
остальных случаях запрашиваются документы (информация, пояснения) по
конкретным операциям (сделкам);
-приоритетным является получение документов из имеющихся у
налоговых органов информационных ресурсов и от других органов власти,
налогоплательщику требование направляется в случае отсутствия
возможности получить сведения другим способом;
-ранее предоставленные документы повторному истребованию не
подлежат.
Лицо, получившее требование о представлении документов
(информации) вне рамок налоговой проверки, исполняет его в течение десяти
дней (рабочих) со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не
располагает истребуемыми документами (информацией).
Кроме того, необходимо учитывать, что налогоплательщик вправе
ходатайствовать о продлении срока предоставления документов, обосновав
необходимость такого продления.
Отказ лица от представления документов или непредставление их в
установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут
ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса
Российской Федерации (непредставление налоговому органу сведений,
необходимых для осуществления налогового контроля).
28 Июня 2023
Прокуратура информирует
который наряду с осмотрами, допросами, экспертизой налоговые органы
используют при осуществлении налогового контроля.
Право налоговых органов истребовать документы у налогоплательщиков
закреплено в ст. 31 НК РФ, а процедура реализации этого права регулируется
статьями 93 и 93.1 НК РФ.
Документы и информацию у налогоплательщиков налоговые органы
истребуют на стадиях проведения выездных проверок, камеральных
налоговых проверок.
Кроме того, положения пункта 2 статьи 93.1 НК РФ предусматривают
право истребовать документы (информацию) у налогоплательщика либо его
контрагента вне рамок налоговой проверки, в случаях, если возникает
обоснованная необходимость в получении сведений по конкретной сделке.
При этом сведения могут быть истребованы только в части конкретной
сделки, а не о всей деятельности налогоплательщика. Указанные полномочия
налоговым органом реализуются в случае выявления риска совершения
налогоплательщиком налогового нарушения. Например, если в декларации
по налогу на добавленную стоимость заявлена сделка, реальность
совершения которой вызывает сомнения.
В рамках выездной налоговой проверки также может быть направлено
требование о предоставлении информации по сделке контрагенту, если сам
проверяемый налогоплательщик такие документы не предоставляет.
Истребование документов должно производиться налоговыми органами
в соответствии с основными принципами Манифеста «Разумное
истребование»:
-истребование документов осуществляется только в случаях выявления
противоречий между сведениями, документами, а также в иных случаях при
наличии риска совершения налогового правонарушения. Заявленная
налогоплательщиком льгота или возмещение НДС не являются поводом для
истребования сведений в условиях отсутствия рисков;
-в направляемых запросах и требованиях должны использоваться четкие
формулировки;
-истребование документов за один или несколько периодов необходимо
только для подтверждения выявленных фактов налоговых нарушений. В
остальных случаях запрашиваются документы (информация, пояснения) по
конкретным операциям (сделкам);
-приоритетным является получение документов из имеющихся у
налоговых органов информационных ресурсов и от других органов власти,
налогоплательщику требование направляется в случае отсутствия
возможности получить сведения другим способом;
-ранее предоставленные документы повторному истребованию не
подлежат.
Лицо, получившее требование о представлении документов
(информации) вне рамок налоговой проверки, исполняет его в течение десяти
дней (рабочих) со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не
располагает истребуемыми документами (информацией).
Кроме того, необходимо учитывать, что налогоплательщик вправе
ходатайствовать о продлении срока предоставления документов, обосновав
необходимость такого продления.
Отказ лица от представления документов или непредставление их в
установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут
ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса
Российской Федерации (непредставление налоговому органу сведений,
необходимых для осуществления налогового контроля).