свернуть
Настроить размер шрифта
Обычный
Увеличенный
Большой
Огромный

Настроить расстояние между буквами
Обычный
Увеличенное
Большое

Настройка фона сайта
Светлый фон
Черный фон

Простой порядок для особых людей

Около 175 тысяч жителей Алтайского края на сегодняшний день в установленном порядке признаны инвалидами. Но даже у граждан, которые давно имеют инвалидность, порой возникают вопросы относительно юридических нюансов своего статуса. Что уж говорить о жителях края, кому только придется открыть эту страницу своей жизни.

Специалист филиала №4 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Наталья Викторовна Кукуречко подготовила ответы на пять главных вопросов, которые помогут сориентироваться в порядке признания гражданина инвалидом и его обеспечения техническими средствами реабилитации.

1. Кто и на каком основании может признать человека инвалидом?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, гражданин может быть признан инвалидом по итогам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Условиями для установления инвалидности являются: стойкое нарушение здоровье вследствие заболевания или травмы, приводящее к ограничению жизнедеятельности (полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, труду, передвижению и т.д.), необходимость в мерах социальной защиты и реабилитации. Причем специалисты оценивают не отдельные параметры, а состояние человека в целом.

При наличии перечисленных признаков гражданин вправе обратиться за направлением на МСЭ. Обращение в форме письменного согласия можно подать в учреждение здравоохранения (например, в поликлинику или ЦРБ по месту жительства), отделение Пенсионного фонда РФ или орган социальной защиты населения.

Медико-социальная экспертиза проводится в бюро МСЭ по месту жительства (пребывания) гражданина. Если по состоянию здоровья гражданин не может лично явиться в бюро (и это подтверждает заключение врачебной комиссии), экспертиза может быть проведена на дому. В отдельных случаях (например, при наличии необратимых изменений организма или в случае проживания гражданина в труднодоступной местности) экспертизу, по решению бюро МСЭ, могут провести заочно.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании принимается большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ (при этом гражданин или его законный представитель имеет право на ознакомление с актом экспертизы и протоколом ее проведения). В случае положительного решения датой установления инвалидности считается дата поступления в бюро направления на медико-социальную экспертизу.

2. Что такое ИПРА и для чего она необходима?

Каждому гражданину, признанному инвалидом, в бюро МСЭ разрабатывается и выдается индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).

ИПРА – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности.

ИПРА разрабатывается учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности гражданина, вызванных стойким расстройством функций организма, и его реабилитационного потенциала. Для инвалида программа носит рекомендательный характер: он вправе отказаться от того или иного мероприятия или от реализации всей программы в целом. Однако в части мероприятий, одобренных инвалидом, она является обязательной к исполнению для уполномоченных органов государственной власти.

3. Как инвалид может получить рекомендованные в ИПРА средства реабилитации?

Государственные полномочия по обеспечению жителей Алтайского края с инвалидностью техническими средствами реабилитации (ТСР) возложены на Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ). Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду Фондом за счет средств федерального бюджета, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р.

Законодательство предусматривает два способа обеспечения граждан ТСР:

1) безвозмездное предоставление ТСР организациями, отобранными исполнительным органом Фонда в рамках государственного контракта;

2) выплата исполнительным органом Фонда денежной компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР.

Для получения средств реабилитации от ФСС РФ гражданину или его законному представителю необходимо обратиться в территориальное подразделение Фонда по месту жительства с пакетом документов. Туда входят заявление, документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении (для детей-инвалидов в возрасте до 14 лет), ИПРА.

В течение 15 дней специалист Фонда рассматривает заявление и уведомляет инвалида о постановке на учет. При наличии действующего государственного контракта на обеспечение необходимым средством реабилитации одновременно с уведомлением выдается направление на получение ТСР. При отсутствии действующего контракта направление выдается в семидневный срок с даты его заключения.

В случае самостоятельного приобретения технических средств реабилитации, определенных ИПРА, заявитель, помимо перечисленных выше бумаг, представляет документы, подтверждающие понесенные расходы (кассовые, товарные чеки и т.п.). Решение о выплате компенсации принимается в течение 30 дней. Ее размер определяется по результатам последнего исполненного региональным отделением ФСС РФ госконтракта на поставку соответствующего средства реабилитации. Информация о стоимости размещена на сайте Алтайского регионального отделения ФСС РФ – www.r22.fss.ru – в разделе «ТСР для граждан льготных категорий». Выплата компенсации осуществляется в месячный срок с даты принятия решения на банковский счет инвалида или почтовым переводом.

Важно отметить, что технические средства (изделия), предоставленные инвалиду Фондом, не подлежат отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению!

В случае поломки технических средств реабилитации до истечения установленного законом срока пользования гражданин вправе обратиться с заявлением на его ремонт или замену. В период действия гарантии – к поставщику, после ее истечения – к специалисту Фонда.

4. Как быть, если прописанные в ИПРА средства реабилитации не подходят (например, по размеру) или необходимо изменить перечень рекомендованных ТСР до окончания срока действия программы?

При необходимости внесения дополнений или изменений в мероприятия индивидуальной программы реабилитации/абилитации, гражданину необходимо оформить новое направление на медико-социальную экспертизу. В этом случае будет составлена новая ИПРА.

Если же необходимо внести исправления в действующую ИПРА в связи с изменением персональных или антропометрических данных инвалида (к ним относятся рост, вес, объем талии и бедер), уточнить характеристики ранее рекомендованных видов реабилитационных/абилитационных мероприятий, а также устранить технические ошибки (описки, опечатки и т.п.), инвалиду необходимо обратиться с заявлением напрямую в бюро МСЭ без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.

Сделать это необходимо до получения средства реабилитации, поскольку обеспечение ТСР происходит строго в рамках параметров, указанных в

ИПРА. Иначе вы получите еще одно неподходящее изделие, а реабилитация не принесет ожидаемого эффекта.

5. Куда можно обратиться, если возникнут дополнительные вопросы по разработке ИПРА или обеспечению техническими средствами реабилитации?

Для консультации по вопросам, связанным с проведением медико-социальной экспертизы, разработкой (корректировкой) программы реабилитации, жители Ключевского района могут обратиться к врачам-консультантам Главного бюро МСЭ по адресу: п. Кулунда, ул. 50 лет СССР,13в (Боброва Ольга Ивановна – тел. 8(385 66) 22-3-38, 8(3852) 76-00-23).

Вопросы, связанные с обеспечением техническими средствами реабилитации, можно задать уполномоченному Фонда в Ключевском районе, главному специалисту филиала №4 Алтайского регионального отделения ФСС РФ Наталье Викторовне Кукуречко. Прием граждан ведется по адресу: 658980, с. Ключи, ул. Центральная, 29, телефон: 8(38578) 22-5-81. Также вы можете обратиться к специалистам филиала №4 в г. Славгороде по телефону (38568) 5-16-83.
6 Декабря 2019
Администрация
Ключевского района
Алтайского края


с. Ключи, ул. Центральная 22
Телефон: (38578) 22401
Email: adm_kluchi@mail.ru